Флоренский о ревности. Православный взгляд против светского

Этот экскурс необходим для того, чтобы преодолеть кантовский агностицизм, к которому приводит несовершенная человеческая мудрость. Сам по себе и из себя разум неспособен постичь истину. На основании лингвистических данных Флоренский выводит русское слово истина из глагола есть: Далее он возводит глагол"есть" к глаголу"дышать" и приходит к выводу, что истина - это"живое существо". Это особенность именно русского языка, так как в греческом языке акцентирован момент памяти и вневременности, поскольку"время есть форма существования всего, что ни есть". Разбирая переводы слова истина на разные языки Флоренский отмечает, что славяне воспринимают истину онтологически, эллины гносеологически, римляне юридически, а евреи исторически. Эти понимания отражают четыре аспекта истины.

Вы точно человек?

Детский зал Раздел 1. Книга написана в форме двенадцати писем-глав в первой части и различного рода приложений с огромным количеством ссылок, цитат и примечаний во второй части. Обеспечение критики начала анализом его собственной модели. Итог критики рассудка как эпохе, от которого нет непрерывного перехода к Истине. Логика всеединства как логика символов трансцендентного.

Свящ. Флоренский не может сказать ни одного слова громко, сильно, .. главы «Столпа и утверждения истины» посвящены дружбе и ревности.

Вот, что он пишет сам: Только опираясь на непосредственный опыт можно оценить духовные сокровища церкви". Книга состоит из нескольких частей, названных автором письмами, в которых последовательно раскрывается смысл различных религиозных понятий и утверждений. Во введении к книге Флоренский пишет: Именно так и построена его книга. Он весь в стихии религиозности, притом православно церковной.

Многочисленные ссылки на писания отцов Церкви, на житийную литературу, даже на иконографию, еще усиливает это впечатление церковности. И все же мысль Флоренского настолько остра и пронзительна, что она как-то не укладывается в рамки традиционной церковности, несмотря на все старания автора говорить не от своего имени, а прямо от имени Церкви. Печать православия в его книге несомненна. Сначала автор делает небольшую попытку внести в свое произведение немного текста, связанного с описанием перемен, которые происходят в природе, о мыслях, которые возникают при этом в его душе.

Всё это наталкивает отца Павла на размышления о смысле жизни ,о том какую же пользу он принёс этому миру. Вот как сам автор говорит о своём состоянии: Сразу же перед Флоренским встаёт вопрос:

Последние главы"Столпа и утверждения истины" посвящены дружбе и ревности. В письмах о дружбе и ревности - весь пафос книги. В дружбе видит свящ.

Дружба и братство для Флоренского антиномичны, они несводимы друг к .. П.А.Флоренский замечает, что в понимании Спинозы ревность в любви.

Православный взгляд против светского Мне кажется, стало несомненным, что обсуждение любви вообще и дружбы в частности, и в их конкретной жизненности, почти неизбежно подымает вопрос о явлении теснейше с ними связанном, — о ревности. Что практически этот вопрос выдвигается на первую линию по важности, — о том едва ли возможно двоякое мнение. Но, мне думается, не достаточно сознается большинством мыслителей его теоретическая важность: Вот почему мне кажется необходимым глубже проникнуть в понятие ревности.

Полагаю, на основании сказанного в конце предыдущего письма, что уяснение понятия ревности служит, вместе, к уяснению самого понятия дружбы и любви. Итак, что же такое ревность? В основе ревности интеллигенцией принято усматривать и гордость, и тщеславие, и самолюбие, и подозрительность, и недоверие, и мнительность, — словом, все что угодно, но только не какое-либо моральное преимущество.

Этот взгляд на ревность особенно свойствен тому веку, который был революционно-интеллигентским по преимуществу, — -му; и осуждается ревность в особенности в том месте, где просветительская рассудочность царила нетерпимее всего, — в Париже.

Столп и утверждение истины это:

Флоренского Предыдущая 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 Следующая П. Флоренский — писатель, богослов, философ. Его основная работа"Столп и утверждение истины" несомненно является памятником русской культуры. Сам он назвал ее"опытом православной теодицеи" оправдание бога. Хотя, по большому счету, вряд ли ее значение исчерпывается только этим, и вряд ли она была бы столь значима в философском и общекультурном плане.

Эпистолярная дружба Флоренского с Розановым обладала неким «сюжетом ». .. Наконец, в главе «Дружба» (дополненной главой «ревность») автор.

Флоренского Религиозно-философское мировоззрение П. Флоренского устремлено к постижению Истины, Бытия, Реальности как воплощения Бога и потому может сложиться впечатление, что в миросозерцании Павла Флоренского психология со-бытия является лишь земным и тварным отблеском непостижимо-высокого и духовно-трансцендентного бытия Бога и его явления в мире людей. Однако, анализ религиозно-символической метафизики о.

Флоренского можно выделить два больших и концентрических круга проблем. Ко второму кругу относятся проблемы мирского, земного со-бытия такие как онтология человеческой дружбы, человеческой любви, братско-товарищеских отношений, таинство брака, законы познания человека человеком и др. Важнейшую и исходную роль в сфере духовно-онтологических представлений П.

Флоренского играют идеи о природе человеческой речи как способе человеческого общения. Бахтина, человеческая речь в воззрениях о. Павла выступает как феномен, вненаходимый по отношению к божественной и человеческой сфере людского со-бытия, но органично связанный с этими сферами бытия. Рассмотрим сначала представления, которые выражают онтогносеологическую концепцию языка и мысли П.

Многообразные аспекты этой концепции разрабатываются о. Важнейшая особенность концепции языка и мысли П.

Роза Мира и новое религиозное сознание

Воспроизводится по изданию г. Типы религиозной мысли в России. Павла Флоренского — книга единственная в своем роде, волнующая, прельщающая. Русская богословская литература не знала еще доныне книги столь утонченно-изысканной. Это первое явление эстетизма на почве православия, ставшее возможным лишь после утонченной эстетической культуры конца века и начала века.

Публикация содержит гимназическую переписку Павла Флоренского и .. топить это, показа дух журнальный, т. к. это возбудит «ревность».

Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах осн. Название книги - это слова ап. Как видно из ее подзаголовка, она посвящена теодицее, т. Теодицея в понимании Флоренского - это прежде всего"восхождение нас к Богу", духовное подвижничество, к-рое"совершается энергиею Божиею". О том, какое важное значение придавал Флоренский этому труду, свидетельствует то обстоятельство, что последний прошел через несколько редакций.

Первая относится ко времени окончания Флоренским Московской духовной академии и написания им кандидатского соч. Его антроподицея -"У водоразделов мысли" - писалась примерно с по г. Однако о человеке Флоренский говорит на протяжении всех писем книги, обращаясь к любимым людям - Другу С. Троицкому и старцу иеромонаху Гефсиманского скита авве Исидору.

В письме к В. Кожевникову от 27 июля г. Истина делает разум разумным, т.

Читать онлайн"Стилизованное православие" автора Бердяев Николай Александрович - - Страница 6

Его основная работа"Столп и утверждение истины" несомненно является памятником русской культуры. Сам он назвал ее"опытом православной теодицеи" оправдание бога. Хотя, по большому счету, вряд ли ее значение исчерпывается только этим, и вряд ли она была бы столь значима в философском и общекультурном плане. Оригинальна форма этого произведения. Внутренняя же форма произведения определена глубиной его философских размышлений.

Эту форму Флоренский раскрывает в"Предисловии", которое фактически есть ключ к логике построения книги и в котором определяются основные проблемы и философские установки его мировоззрения.

идейности мыслителю не удалось, однако Флоренский обосновал осо- .. Итоговые же главы о Софии, дружбе и ревности вообще не носят.

Итак, что же такое ревность? Эту мысль облекает игрою слов Шлейермахер или Грилльпарцер: Так и при ревности: Вот какими рассуждениями приходит Спиноза к этому своему классическому определению ревности. Совершеннейшая взаимная любовь есть любовь всепоглощающая; мы хотим сполна обладать ею, она — наше высшее счастие, которое мы ни с кем не хотим делить и никому не хотим уделять. Так возникает любовь, которая одновременно ненавидит и завидует, — ревность.

Эта страсть особенно сильна, если нашим счастием завладел другой; и чем сильнее было счастие, тем ярче разгорается ревность, так что она, если не укротит ее какая-нибудь иная сила, затемнит всю нашу душу: Но все же и тут, на почве спинозовского анализа, мыслима любовь без ревности, при полной взаимности, так что ревность, хотя и необходимая психологически при известных условиях, получает в глазах Спинозы оценку отрицательную, как , как затемнение сознания, как неукротимая страсть.

Таким образом, и Спиноза в итоге остается при ходячем понимании ревности.

Читать онлайн «Столп и утверждение истины»

Флоренский - новая душа, и у него не может не быть этих чаяний, этих ожиданий и исканий. Он также ждет нового откровения Духа. Но он так боится самого себя и так стилизует себя на православно-архаический лад, что робки его искания откровения Духа.

В этом смысле интересны его мысли о дружбе и ревности, о связи дружбы и любви. ревность Флоренский понимает как неизменную спутницу любви.

Павла Флоренского — книга единственная в своем роде, волнующая, прельщающая. Русская богословская литература не знала еще доныне книги столь утонченно-изысканной. Это первое явление эстетизма на почве православия, ставшее возможным лишь после утонченной эстетической культуры конца века и начала века. На каждом слове свящ.

Флоренского лежит печать пережитого эстетического упадочничества. Это осенняя книга, в ней звучит шелест падающих листьев. Изысканные цветы православия свящ.

Н.А. Бердяев Стилизованное православие (об о.П.Флоренском) [1] / ...

В основном было написано в годы его второго студенчества в Московской духовной академии — Последним прижизненным фототипическим изданием является берлинское издание Книгу следует считать юношеским произведением Флоренского. В таком понимании истины коренятся истоки русского онтологизма — характерной особенности русской философии. Истина есть антиномия, т.

Зависть есть болезнь именно дружбы, так же как ревность Отелло есть болезнь . Флоренский не просто писал о христианской дружбе – он жил ею, .

Приими ты меня-а на вечной поко-ой. Господи поми-и-и-и-и-и-луй… Что это? Кто стучался в ворота?.. Я снимал с гвоздя тусклую стенную лампу, одевал калоши и шел отпирать в сенях засов. На дворе — темнота, слякоть. Спускаюсь к калитке по осклизшей лесенке. Потом — снова стук. Отодвигаю засов у калитки, Открываю ее— никого. И еще мрачнее возвращаться в комнату… Сколько раз выхаживал я на стуки, сколько раз отворял калитку, и… только ветер входил гостем со мною.

От тоски не мог ни заниматься, ни молиться. Ничего не шло в голову. С последнею надеждою взирал на Лик Спасителя и на горящую перед ним глиняную лампаду. Тоскливо громыхал железом крыши внезапный порыв ветра!

ЗАМУЖ за иностранца?? Есть ли ЖЕНСКАЯ ДРУЖБА?